?

Log in

ПЦРД [entries|archive|friends|userinfo]
ПЦРД

[ website | Пермский центр развития дизайна ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Зачем платить за дизайн? [Apr. 15th, 2013|03:39 pm]
ПЦРД
[Tags|, , ]
[Current Mood |goodgood]

Дмитрий Сапегин2

18 апреля в Пермском центре развития дизайна пройдет семинар «Зачем платить за дизайн?» Ведущий семинара Дмитрий Сапегин, генеральный директор ЗАО «Орвинит», проведет его в формате свободной дискуссии, разговора, спора, батла, наконец.

Что такое дизайн? Это красивые картинки? Или вложенные в них смыслы? Или, быть может, продукт осмысленного творчества? А, может, не продукт, а функция? Процесс? Язык коммуникации? Или ожидание? В чем ресурс дизайна? Какое место он занимает среди других? Когда он может «взорвать» ситуацию? А когда — стать «локомотивом»? Какова социальная роль дизайна? А какова — в стандартном бизнес-процессе? И в системе коммуникаций? Может ли дизайн быть финансовым инструментом в рамках инвестиционного проекта? Как связаны дизайн и инвестиции? И, наконец, как должен профессионал отвечать на вопрос: зачем платить за дизайн?

Вместе с Дмитрием Сапегиным на эти и многие другие вопросы попытаются ответить участники семинара. К участию в семинаре приглашены: Олег Ощепков, генеральный директор Ozon Group, Антон Толмачев, директор Lege Artis, Денис Галицкий, градозащитник и блогер, Михаил Ларкин, доцент кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии ПНИПУ, Анна Деменева, директор школы №43 (школа дизайна «Точка»), Андрей Хусид, директор рекламной группы Vitamin.

Дмитрий Сапегин — генеральный директор ЗАО «Орвинит». Организатор и руководитель более 50 проблемно-практических семинаров. Участник многочисленных круглых столов, дискуссий и мастер-классов по направлениям: государственная экономическая политика, управление ресурсами, социальная активность. Разработчик программы регионального социокультурного проекта «Конвертация творческого потенциала».

Внимание! У организаторов нет всех ответов на все приведенные вопросы. Мы предлагаем организационную форму поиска. Мы хотим, чтобы после этого семинара все участники понимали про дизайн больше, чем понимали до него.

Важно! Рамочный формат семинара ведет к том, что опоздавшие «не могут полностью включиться», а ушедшие раньше — «не могут собрать всю картинку». Просьба спланировать свое время.

Семинар пройдет 18 апреля в Пермском центре развития дизайна, ул.Чернышевского, 11 (3 этаж) с 16.00-22.00

Участие в семинаре бесплатное! Необходимо пройти электронную регистрацию.

Контактное лицо: Ольга Геранина, 216-03-93

Программа семинара

16.00. Регистрация.

16.15 Начало работы семинара. Выступления организаторов.

16.30 Установочное сообщение руководителя семинара. Формат и регламент семинара.

17.00 Сообщение руководителя. Постановка вопроса. Направления поиска ответов, смысл анализа в выбранной теме. Способы ответа на поставленные вопросы.

Фаза 1 Формирование повестки.

Общее обсуждение. Составление перечня замыслов участников и вопросов, требующих ответов. Описание личных целей участников на семинар.

Фаза 2  Анализ ситуации.

17.45 «Мое непонимание» - детализация темы семинара («Зачем платить за дизайн?») как совокупностей непониманий участников. Описание позиций участников. Составление схемы работы на семинаре.

18.15 «Определение целей деятельности, ресурсов и перспектив у участников, как у субъектов современного рынка дизайна». Выступления, обсуждение.

18.45 Перерыв. Кофе-пауза.

Фаза 3. Проблемы и решения.

19.00 «Выявление основных противоречий в текущей деятельности участников семинара и формирование первоочередных задач».

19.30 «Проблемы и задачи участников семинара. Возможные решения».

Выступления групп, обсуждение.

Фаза 4. Итоги.

20.00 Итоги семинара. Выступление организаторов и участников.

Фаза 5. Консультации.

20.30 Индивидуальные консультации участников руководителем семинара, специалистами ПЦРД и приглашенными гостями. Пути решений задач, поставленных на семинар.

22.00 Завершение работы.
Link10 comments|Leave a comment

Фирменный стиль Чердыни в действии [Apr. 15th, 2013|01:03 pm]
ПЦРД
[Tags|, , , ]

В марте прошлого года по заказу Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края Пермский центр развития дизайна и пермская компания Level Design Communications разработали брендбук для города Чердынь. А недавно элементы фирменного стиля для города получили материального воплощение. Как - см. в посте klyaksina 6 апреля. "Чердынские клады"
















LinkLeave a comment

Видео: беседа Юрия Гордона и Гаянэ Багдасарян в PERMM [Apr. 15th, 2013|12:54 pm]
ПЦРД
[Tags|, , , ]

Гаяне Багдасарян и Юрий Гордон на открытии выставки «Разговоры с ЮГ».

LinkLeave a comment

[reposted post] Для реальных пермяков [Apr. 15th, 2013|12:47 pm] [reposted by pcrd]
tema
От пермских коров.

p

Отличное использование логотипа Перми.

Link186 comments|Leave a comment

Дизайн — людям [Mar. 20th, 2013|12:01 pm]
ПЦРД
[Tags|, ]

Директор Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) Денис Лямин поделился планами на 2013 год, который станет первым годом работы ПЦРД в качестве бюджетного учреждения (до середины 2012 года оно было автономным). Руководитель центра считает, что необходимо сосредоточиться на услугах, сформулированных в государственном задании, и не пытаться выйти на свободный рынок, чтобы не создавать нездоровую конкуренцию рекламным агентствам и дизайнерским компаниям.

В планах ПЦРД — работа с интерьерами и фирменным стилем бюджетных учреждений, промышленный дизайн, оказание возмездных и безвозмездных услуг малому и среднему бизнесу, а также усилия по созданию благоприятной и эстетичной среды проживания для Перми и территорий Пермского края.

В частности, планируется создать фирменный стиль для шести учреждений культуры и дизайн интерьера с внутренней навигацией для четырёх учреждений здравоохранения (их списки прорабатывают профильные министерства Пермского края), а также типовой проект внутренней навигации для школ Пермского края. В ближайшие две недели совместно с Министерством образования и науки Пермского края должна быть выбрана школа для пилотного внедрения нового типа интерьера.

«Серьёзной и сложной» Денис Лямин считает предстоящую работу по оформлению фасада здания Пермской краевой библиотеки им. Горького. Сложность, по его словам, заключается в том, что это здание является памятником архитектуры, следовательно, все работы по фасаду связаны с большим количеством различных согласований.

Работа по дизайну товаров народного потребления для предприятий Пермского края, начатая разработкой дизайна эмалированной посуды для Лысьвенского металлургического завода в 2012 году, будет продолжена. ПЦРД готов работать с тремя предприятиями края, названия которых Денис Лямин не стал обнародовать. По словам директора центра, его цель — доказать, что дизайн товаров народного потребления, который «не развит по сравнению с другими странами», может работать и двигать экономику.

Одним из важных направлений в работе ПЦРД является прототипирование. В 2012 году за созданием трёхмерных моделей в ПЦРД обратились 46 предприятий. Анализ обращений показал, что больше других в услугах прототипирования нуждаются предприятия машиностроительной отрасли и строительные компании. С 2013 года список отраслей, предприятия которых могут получить эту услугу на бюджетной основе (то есть бесплатно), сократился: строительные организации из него исключены, ПЦРД готов работать с ними на возмездной основе.

В 2013 году ПЦРД готов приступить к двум новым большим проектам. Совместно с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом будет создана лаборатория по созданию экологического жилья с использованием энергосберегающих технологий. Кроме того, будут разработаны модельные правила для Перми по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения, основанные на аналогичном документе, созданном в Берлине.

По словам Дениса Лямина, параллельно с дизайнерскими разработками отныне будут создаваться условия для их внедрения. К этому ПЦРД подтолкнул негативный опыт двух больших проектов — разработки ландшафтного дизайна сквера Молодожёнов и конкурса «Лица улиц». Оба проекта не дошли до стадии внедрения, поскольку, по мнению Лямина, не был определён орган, ответственный за использование их результатов. Поэтому ПЦРД отходит от столь масштабных проектов и в то же время отныне планирует заниматься не только созданием, но и определением правил для внедрения дизайнерских разработок.

Юлия Баталина, Новый компаньон
Link3 comments|Leave a comment

В уютной коме [Mar. 20th, 2013|11:16 am]
ПЦРД
[Tags|, , ]

Александр Матвеев

Александр Матвеев, который начинал свою карьеру в Перми, ныне задает тренды общероссийского промышленного дизайна. 27 февраля в ПЦРД состоялась лекция Матвеева на тему — кому нужен промышленный дизайн и каким он должен быть. С корреспондентом «bc» эксперт побеседовал о том, почему город не принял проекты Лебедева и чем можно заменить букву «П».

Александр, каков главный месседж вашей лекции?

— В целом она была посвящена ключевым процессам развития современного промышленного дизайна, которые могут быть интересны моим коллегам. Ознакомившись с этими процессами, они смогут четче представлять свое будущее и в какую сторону двигаться. Дизайнеры, как и все творческие люди, чаще всего погружены в свой собственный мир и деятельность по обустройству этого мира, они не видят открывшегося окна возможностей.

Вы крепко связаны с Пермью и имеете возможность сличить то, что здесь было, с тем, что происходит сейчас. Ваши ощущения?

— В этом отношении город не оригинален в сравнении со всей остальной Россией. Промышленность отказывается замечать возможности использования дизайна и пользу от него. Здешние предприятия редко обращаются с соответствующими запросами к дизайнерам, а если обращаются, то требуют необъяснимых вещей, делают это невовремя и сами не понимают, чего хотят. Отрасль пребывает в уютной коме, анабиозе, как лягушка, застигнутая неожиданным похолоданием. Она еще жива, но не прыгает.

Что может ее оживить?

— Если пермская культура на протяжении десятилетий была лишена дизайна как явления, то потребуется сопоставимое время, чтобы здесь хоть что-то возникло. Надежды на то, что это удастся сделать кавалерийским наскоком (влить в отрасль деньги, устроить «движуху»), недавно пали. Да, изменения наметились, но они были нивелированы волной негатива и отторжения предлагаемых реформ. Нужно не гнаться за внешним эффектом, а воспитывать новое поколение потребителей, у которых не будет возникать вопросов, зачем, почему и для кого все это делается. Нужно терпеливо объяснять, рассказывать, демонстрировать, обучать.

Но кто должен выступить инициатором этих процессов?

— Профессиональное сообщество. Но для начала оно должно быть конфигурировано определенным образом. Вот сейчас все ругают знак 290-летия Перми, этого не делает только ленивый. Но проблема ведь не в том, что какая-то картинка оказалась чудовищно исполненной и утвержденной неопределенной сторонней волей, а в том, что в Перми не существует процедур работы с такими заказами. Нет органа, который обеспечивал и подтверждал бы качество исполняемых работ. Процедуры функционирования такого органа нужно выстроить — договориться о параметрах качества, методе приемки и оценки результата. Очевидно же, что оценивать должны эксперты, а не чиновники, у которых лишь один бинарный уровень: нравится — не нравится. Когда нет суммы договоренностей, обсуждать недостатки и провалы определенных решений нет смысла.

Неужели в Перми нет сообщества дизайнеров?

— Оно есть, и уже не состоит из десятка человек, как раньше. Больше того, оно уже не мыслит оскорбительными категориями наподобие «для Перми это нормально», а делает вещи, за которые не стыдно на общероссийском уровне, то есть живет по «гамбургскому счету». Но, повторюсь, у этого сообщества нет регламента и согласованной позиции, оно остается разобщенным. Когда нет понятных и общепринятых правил, о какой командной игре можно говорить?

В чем беда ПЦРД? Почему организация, которая замышлялась как средоточие смыслов и идей, скатилась в нынешнее состояние и живет по правилам, навязываемым властными структурами?

— Концепция создания периферийных центров развития дизайна возникла не в Перми и не так давно, как может показаться: она родилась в Минэкономразвития еще при Грефе. Я, если честно, был противником этой идеи, потому что, по моему мнению, такие центры уже существовали. Они умели организовать процесс, заработать деньги и обустроить общественно значимый проект. Этими центрами были и остаются отдельные люди. Взять, например, Сергея Серова, организатора «Золотой пчелы», московской международной биеннале графического дизайна. Фигура колоссального масштаба и авторитета. Дайте денег ему — он сделает все в лучшем виде. Но нет, мы создадим в чистом поле невнятную структуру, наймем персонал, закупим оборудование, компьютеры — и вот тут возникнет дизайн. Что ж, получилось то, что получилось. Произошла системная ошибка. Задача ныне — на базе существующего ресурса, людей, знаний, опыта, намерений и набитых шишек привести организацию в соответствие с ее истинными функциями. ПЦРД должен трансформироваться в своеобразный хаб, площадку, которая выступает связующим звеном.

Пермь, кажется, не самое подходящее место для креативных решений. Город насквозь промышленный, растянутый в пространстве, овражистый. Что делать со всем этим?

— Ключ — в самоидентификации. В чем состояла коллизия с красной буквой «П»? Представьте: живете вы в своем доме, никого не трогаете, но тут приходят люди, сносят ваш дом, на его месте строят какой-нибудь куб и говорят, что отныне вы будете жить в этом кубе. Получается, что твоя прежняя жизнь ничего не стоит. Подобные категоричные решения можно принимать лишь на базисе заранее достигнутого консенсуса и понимания, что есть хорошо, а что плохо, что есть красиво, а что уродливо. Когда этого понимания нет, мы не знаем, как относиться к красной букве «П», например.

Чем ее можно заменить?

— В Перми уже была сделана работа по брендингу города и пермской идеи, которую отчего-то никто не осознал как таковую. Я говорю о «Новых ликах Перми» — совместном проекте KAMWA и Vitamin group. На мой вкус, это отличный кейс настоящего брендинга. Людской отклик доказывает, что он понравился не мне одному. При этом, заметьте, никто никому ничего не навязывал, людям только открыли глаза на то, что у них есть. В этом отчасти и состоит миссия дизайна.

Помимо «П», Лебедева критиковали за его «П-остановки». Как думаете, почему проект не состоялся?

— Можно нарисовать как угодно красиво, но сегодняшний дизайн проектирует весь жизненный цикл изделия: производство, монтаж, эксплуатацию и так далее. В данном случае была сделана первая, самая вкусная часть. Воплощено все было криво, без учета жизни в реальной городской среде, вандализма и того, что поверхность рано или поздно превратится в доску для объявлений. В качестве примера: в лондонском общественном транспорте сиденья обтянуты яркой прочной тканью с пестрым рисунком. Этот рисунок такой не только для красоты: любые граффити-тэги, разрывы и порезы на нем просто не видны. Вандалу незачем заниматься своим грязным делом, потому что его все равно никто не заметит. Это умная защита, ее и надо использовать.

А как вам остальные пермские арт-объекты?

— Они установлены в Перми без привлечения мнения жителей или хотя бы экспертного сообщества. Сами по себе они небезнадежны. Но красивый забор, за которым угадывается остов полуразрушенного старья или новый железобетонный гигант, теряет свою художественную ценность, потому что произведение искусства не вписано в окружающий его контекст. А в Перми так и происходит — все решается без оглядки на окружение. Каждый реализует свой интерес. То же происходит и в сфере наружной рекламы. В итоге мы имеем сельпо с аляповатыми пятнами, все плотно завешано ужасающими щитами, каждый хочет докричаться до своего потребителя, но в общем информационном шуме и гаме это невозможно. Никто и не догадывается, что надрывать горло в этом потоке бесполезно. Нужно лишь всем умерить пыл, понизить голос, стать более деликатными. Вот мы с вами сейчас сидим и разговариваем в хорошем месте, где никто не кричит, поэтому и мне не приходится кричать на вас, чтобы донести какую-нибудь мысль. Почему бы эту же стратегию не использовать и в других сферах?

Дмитрий Чупахин, Газета Business-class
LinkLeave a comment

Внимание: конкурс для дизайнеров! [Mar. 20th, 2013|11:09 am]
ПЦРД
[Tags|]

С 11 марта по 29 апреля на диджитал-платформе www.theartclub.ru будут приниматься творческие работы из всех регионов России.

Событие инициировано Martini Art Club. Этот конкурс на дизайн слива для бутылки Martini Bianco (Martini Asti) Art Club проводит второй год подряд.

Каждый раз, работы двух победителей запускаются в производство, и их можно приобрести в основных точках продаж по всей России. Кроме того, победители получают возможность поехать на курсы в одну из лучших мировых школ дизайна - Central Saint Martins College of Arts and Design и др.

Работы ста финалистов конкурса участвуют в ежегодной выставке проекта. В этом году в рамках Московской биеннале современного искусства планируется собственный павильон.

В честь празднования 150-летия бренда, Martini выберет 150 финалистов конкурса. К открытому соревнованию на дизайн бутылки, добавится закрытое на проектирование городских скамеек – социальная инициатива Martini. Главное условие в первом – визуализация бренда и его юбилея, во втором – полное отсутствие логотипов и правил.
LinkLeave a comment

ПЦРД рассказал об итогах и планах своей работы [Mar. 20th, 2013|11:04 am]
ПЦРД
[Tags|, , ]

Untitled

На прошлой неделе прошла пресс-конференция, посвященная итогам работы Пермского центра развития дизайна за 2012 год, на которой также были озвучены планы на текущий год.

Директор Пермского центра развития дизайна Денис Лямин рассказал об изменениях в структуре и организации деятельности Центра. Так, в прошлом году ПЦРД перешел из автономного учреждения в бюджетное. А это значит, что ПЦРД стал осуществлять закупки по 94 ФЗ. Кроме того, по словам г-на Лямина, в ПЦРД произошла смена управленческой парадигмы: если раньше ПЦРД позиционировала себя как «команда творцов», то сейчас ПЦРД — это «команда менеджеров».

В прошлом году ПЦРД оказалось под пристальным вниманием контролирующих органов. Центр прошел проверку двух профильных министерств — промышленности и предпринимательства Пермского края. А также Контрольно-счетной палаты Пермского края. В настоящее время все предписания КСП выполнены, за исключением одного пункта: один из арендаторов не вернул ПЦРД выставочное оборудование (стенд). По словам г-на Лямина, директор компании перестал отвечать на звонки и письма. Если ситуация не сдвинется с места, ПЦРД готово обратиться в суд.

На сегодняшний момент одно из предприятий не возвращает оборудование на сумму около 130 тысяч рублей. Денис Лямин отказался назвать наименование предприятия, лишь сообщил, что ведется формальная переписка, по результатам которой ПЦРД, скорее всего, обратится в суд. Сам директор предприятия на переговоры не выходит, на телефонные звонки не отвечает, для проведения инвентаризации сотрудников ПЦРД не допускает. Неизвестно, в каком состоянии находится оборудование, и есть ли оно в наличии.

"Я хотел бы поблагодарить тех, кто проводил у нас проверки. Я считаю, что сейчас у нас прозрачная ситуация с финансами: мы понимаем, какие расходы через нас проходили, понимаем как они проходили. Вопросов к нам по расходам 20 миллионов из краевого и 13 миллионов из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства после этих проверок не осталось. Очень хотел бы поблагодарить Контрольно-счетную палату. По их предписаниям и заключениям мы провели достаточно большую работу. Нам было возвращено в прошлом году из материального хранения оборудование бесшовного экрана. Также в прошлом году после инвентаризации мы вышли на предприятия, которым было предоставлено наше демонстрационное оборудование. Это оборудование вернулось в ПЦРД. К сожалению, осталось одно предприятие, которое оборудование не вернуло. Мы будем выходить в суд, чтобы его вернуть", - рассказал г-н Лямин.

IMG_0246

В прошлом году в ПЦРД не только приходили с проверками. Так, осенью состоялся визит заместителя директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России Виталия Мельникова. А сотрудники ПЦРД совершили деловую поездку в технопарк Новосибирского академгородка. Цель поездки — познакомиться с организацией работы технопарка в части прототипирования и работы с малым бизнесом.

Руководитель центра считает, что необходимо сосредоточиться на услугах, сформулированных в государственном задании, и не пытаться выйти на свободный рынок, чтобы не создавать нездоровую конкуренцию рекламным агентствам и дизайнерским компаниям.

Дизайн социальных объектов (фирменные стили). В 2012 год ПЦРД создал фирменные стили для Библиотека им. Горького и Пермского театра оперы и балеты. В 2013 год эта работа будет продолжена: у 6 учреждений культуры, в числе которых пермский ТЮЗ, появятся собственные фирменные стили. Директор пермского ТЮЗа Марина Зорина сообщила 59.ru, что техзадание для ПЦРД театр написал еще год назад, но конкурс до сих пор не проведен. «Сегодня у ТЮЗа нет единого стиля. Наша главная просьба – разработать единый, узнаваемый всеми логотип, – говорит собеседница. – Но задача очень непростая. Мы не детский театр, не классический, у нас очень широкая палитра. Наши зрители – это все возраста: от пяти лет и до бесконечности. И стиль должен быть понятен и самому юному, и совсем старшему». Сейчас на больших афишах театр использует бело-синий логотип, где повторяются контуры фасада ТЮЗа. «Это очень длинный логотип, часто он просто не помещается на плакатах. Но хотелось бы сохранить сине-белые цвета, ведь это идет от нашего здания, которое является памятником архитектуры», – добавила Зорина.

Дизайн социальных объектов (интерьеры, внутренняя навигация). В 2012 года ПЦРД создал интерьеру и систему наружной и внутренней навигации для перинатального центра и онкодиспансера. В 2013 год будут созданы аналогичные проекты для пермской школы и 4 учреждений здравоохранения. Кроме того, появится проект фасада Горьковской библиотеки. «Серьёзной и сложной» Денис Лямин считает предстоящую работу по оформлению фасада здания Пермской краевой библиотеки им. Горького. Сложность, по его словам, заключается в том, что это здание является памятником архитектуры, следовательно, все работы по фасаду связаны с большим количеством различных согласований.

Дизайн социальных объектов (модельные правила). В 2012 года были созданы Модельные правила (рекомендации) по размещению и мониторингу систем визуальных коммуникаций для Перми. В этом году совместно с министерством социального развития будут созданы Модельные правила для безбарьерной городской среды.

По словам Дениса Лямина, параллельно с дизайнерскими разработками отныне будут создаваться условия для их внедрения. К этому ПЦРД подтолкнул негативный опыт двух больших проектов – разработки ландшафтного дизайна Сквера молодожёнов и конкурса «Лица улиц». Оба проекта не дошли до стадии внедрения, поскольку, по мнению Лямина, не был определён орган, ответственный за использование их результатов. Поэтому ПЦРД отходит от столь масштабных проектов и в то же время отныне планирует заниматься не только созданием, но и определением правил для внедрения дизайнерских разработок.

Промышленный дизайн. В 2012 года был разработан каталог типовых проектов «Пермский деревянный дом». А также сдан промышленный образец по каталогу «Пермский деревянный дом». Здание общей площадью 200 квадратных метров возведено на территории комплекса Пермского национального исследовательского политехнического университета и будет использовано как лаборатория кафедры «Охраны окружающей среды» для изучения альтернативных источников энергии.

Кроме того, в прошлом году был разработан дизайн промышленных изделий на примере Лысьвенского металлургического завода. В этом году будет к ним прибавиться еще три предприятия. Также ПЦРД сосредоточит свою деятельность в направлении промышленного дизайна.

IMG_0237

Руководство Пермского центра развития дизайна (ПЦРД) завершает переговоры с известным российским дизайнером, который может стать его новым арт-директором. Имя кандидата пока не раскрывается. По информации «Нового компаньона», им может стать Александр Матвеев.
LinkLeave a comment

Пресс-конференция в ПЦРД [Mar. 12th, 2013|03:59 pm]
ПЦРД
[Tags|, , ]

IMG_4291

Уважаемые журналисты! Приглашаем вас на пресс-конференцию, посвященную итогам и планам работы Пермского центра развития дизайна. Какими образом будет переформатирована деятельность ПЦРД? Кто будет его новым арт-директором? Были ли исправлены недочеты, выявленные контрольно-счетной палатой? На эти и другие вопросы ответит Денис Юрьевич Лямин, директор Пермского центра развития дизайна.

Пресс-конференция состоится 14 марта (четверг) в 11.00 в Пермском центре развития дизайна по адресу ул. Чернышевского, 11 (третий этаж).

shema
LinkLeave a comment

Видео лекции "Стратегические тренды в дизайне" [Mar. 1st, 2013|11:31 am]
ПЦРД
[Tags|, , , ]









Link2 comments|Leave a comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]