You are viewing pcrd

ПЦРД - ПЦРД и Елена Китаева разработали новый фирменный стиль для Пермского театра оперы и балета [entries|archive|friends|userinfo]
ПЦРД

[ website | Пермский центр развития дизайна ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ПЦРД и Елена Китаева разработали новый фирменный стиль для Пермского театра оперы и балета [Jun. 26th, 2012|12:34 pm]
Previous Entry Share Next Entry
[Tags|, , , , ]



Пермский центр развития дизайна (ПЦРД) по государственному заказу Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского (ПТОиБ) подготовил брендбук ПТОиБ. Разработчиком фирменного стиля выступила один из самых авторитетных дизайнеров нашей страны — Елена Китаева, которая вот уже более 10 лет занимает должность главного дизайнера телеканала «Россия-Культура».

Работа над новым фирменным стилем продолжалась больше года. Презентация брендбука прошла в минувшую пятницу 22 июня. С 1 июля театр приступит к внедрению в жизнь нового оформления: начиная с официальных бланков и афиш и заканчивая навигацией внутри театрального здания.



В середине прошлого сезона новое художественное руководство театра во главе с Теодором Курентзисом обозначило планы и художественную политику театра. Среди многих амбициозных целей, которые были намечены, одной из важнейших являлось продвижение театра в ряд крупнейших цитаделей оперного и балетного искусства в мире. Высочайшая репутация балетной труппы и новации в области оперы давно вывели Пермский театр оперы и балета в пятерку сильнейших музыкальных театров страны. 

Разработанный новый фирменный знак отличается универсальностью и возможностью комфортно существовать в разных стилистических пространствах от барокко до постмодернизма.

«О» — комфортная буква как латинского, так и кириллического алфавита, подсознательно взывающая к защищенности и стабильности. Однако в случае ПТОиБ эта буква бьется на два сегмента, смещенные относительно друг друга. В этом «сдвиге» можно усмотреть несколько сюжетов: напряженный диалог традиций и современности; сочетание двух искусств — оперного и балетного; границу Европы и Азии; и, наконец, архитектурное будущее Пермской оперы, когда встык будут стоять две сцены — старинная и современная.

Этот фирменный знак может сосуществовать с логотипом во множестве геометрических сочетаний, однако остается предельно узнаваемым в любом из вариантов фирменной группы. Кроме того, один из сегментов буквы «О» может содержать в себе фотографическое изображение или разнообразные орнаменты.



Такое решение позволяет с легкостью решить дилемму, которая исторически стоит перед Пермским театром оперы и балета: это дом Дягилева или дом Чайковского? В зависимости от контекста того или иного события на лого может появиться и портрет великого композитора, и портрет великого импресарио.

На блоках с открытками и афишами логотип встраивается в кадр из спектакля, визуально становясь одним из героев представления. Этот прием, а также необходимость подчеркивать особым цветом ежемесячные афиши привели к разработке сравнительно большого корпуса фирменных цветов и их сочетаний, позволяющих максимально разнообразить фирменный стиль в зависимости от характера того или иного проекта театра.









Образцы печатной и сувенирной продукции









Интерьерные решения условно можно поделить на два раздела: предназначенные для Исторической и Новой сцены. Для нового здания по проекту Дэвида Чипперфилда Елена Китаева предложила остроумный прием прислоненных к стенам ярких навигационных панелей.





Эркен Кагаров, художественный руководитель Пермского центра развития дизайна:
– Я очень рад, что у замечательного театра появился стиль. Именно стиль — не эмблема, которая только помечает афиши и программки событий, а серьезный инструмент, который поможет создать новый яркий и сильный образ. Инструмент тяжелый — распечатанный брендбук весит килограмма полтора! А серьезно — учитывающий огромное количество деталей: дизайн печатных материалов, рекламы, сувениров, множество мелочей, не всегда заметных, но создающих настроение зрителя – вплоть до гардеробных номерков, ведь театр начинается с вешалки!

Наиля Аллахвердиева, руководитель направления городская среда Пермского центра развития дизайна:
- «Пермский культурный проект» выходит на другой уровень. В городе начинают формироваться сильные культурные бренды, важнейшей частью которых является визуальная идентификация. Логотип оперного продолжает сложившийся в Перми тренд буквенных логотипов: Логотип города (П), Театр-Театр (ТТ), Международный Дягилевский фестиваль (Д) и Пермский театр оперы и балета (О). В российском дизайне это уникальная история.



Скачать брендбук можно здесь.

Авторский коллектив:

Разработчик фирменного стиля
Елена Китаева, дизайнер

ПЦРД
Эркен Кагаров, арт-директор проекта
Наиля Аллахвердиева, руководитель проекта
Светлана Гладкова, менеджер проекта
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-26 06:47 am (UTC)

(Link)

Китаева халтурит.

Edited at 2012-06-26 06:48 am (UTC)
[User Picture]From: kagarov
2012-06-26 07:47 am (UTC)

(Link)

нет
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-26 10:11 am (UTC)

(Link)

Она так давно делает телезаставки на канале "Культура", что у нее получилась еще одна замечательная телезаставка на тему оперы и балета, а не стиль.
[User Picture]From: kagarov
2012-06-26 12:50 pm (UTC)

(Link)

опишите, в чем разница между заставкой и стилем
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-26 03:22 pm (UTC)

(Link)

И это спрашивает профессионал?)))
[User Picture]From: kagarov
2012-06-26 04:52 pm (UTC)

(Link)

я? да вы что..
мне просто интересно в чем вы видите разницу

Edited at 2012-06-26 04:52 pm (UTC)
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-27 03:38 am (UTC)

(Link)

Вообще-то я по средам не подаю, но для вас сделаю исключение и попробую разжевать элементарные вещи.

Рассмотрим данное решение в двух измерениях: в графическом и семантическом.

Что с точки зрения графики (композиции, цвета, типографики) представляет данное решение? Это предельно жесткое и графичное, а где-то даже брутальное решение. Подходит такая эстетика для такой тонкой сферы, как классическое оперное и балетное искусство? Очень сомневаюсь. Для спортивного стадиона "Орленок" пожалуй подойдет. Для оперного театра со столетней историей - нет.

Что с точки зрения семантики? Тоже все очень запущено. Никакого намека на сферу деятельности театра. Никаких смыслов, подсмыслов и полутонов в решении не наблюдается. На их месте зияющая пустота и чтобы ее заполнить Китаева насыщает свое решение различными визуальными рядами (фотографиями из сцен различных опер и балетов) из сферы оперного искусства, что-бы не дай Бог зритель не забыл с чем он имеет дело. То есть знак не работает сам по себе без мощной смысловой поддержки. То есть это знак-инвалид.

Как с таким решением будут работать дальше обычные дизайнеры среднего уровня? Видимо, ровно так же - насыщать визуалы антуражем, смысловым контекстом. Только делать это будут гораздо хуже, чем сама Елена Китаева. Должный уровень сможет поддерживать только она сама, но это будет слишком дорого для театра. Потому в дальнейшем неизбежно падение планки на уровень ниже среднего и вместо эффектных решений мы увидим унылое говно.
[User Picture]From: pcrd
2012-06-27 05:47 am (UTC)

(Link)

Спасибо. С вашими аргументами (и даже, местами, с терминами) я не согласен, но я понял, что вас смущает. Хотя мой вопрос был не об этом:) Чтобы вас успокоить, скажу, что сейчас проводится конкурс и на него приглашено 6-7 очень неплохих пермских компаний, так что все будет хорошо.
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-27 08:17 am (UTC)

(Link)

С вашими аргументами (и даже, местами, с терминами) я не согласен
-------------------------------
Было бы очень странно, если бы вы вдруг согласились. Это бы означало, что вы впарили пермякам фуфло. Надеюсь термин "фуфло" вам более понятен.)))

И еще, что касается буквы "О". Напомню вам, что пермским брендом с прошлого века является именно пермский балет, а не некое безликое "0" по своей смысловой нагрузке стремящееся к нулю.
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-27 08:20 am (UTC)

(Link)

приглашено 6-7 очень неплохих пермских компаний
------------------------------------
Странно, что вы при наличии отличных пермских команд вдруг решили обратиться к давно вышедшей в тираж москвичке Китаевой, которая уже схалтурила с прошлогодним оформлением Дня Победы и схалтурившей в этот раз.
[User Picture]From: kagarov
2012-06-27 11:26 am (UTC)

(Link)

пожалуйста, не выдавайте свое мнение (которое у вас конечно может быть) за истину. у меня, например, оно другое. а поскольку вы еще немного хамите (впарили пермякам фуфло), то я прекращаю обсуждение
[User Picture]From: burckina_faso
2012-06-27 11:39 am (UTC)

(Link)

пожалуйста, не выдавайте свое мнение (которое у вас конечно может быть) за истину. у меня, например, оно другое.
-----------------------------------
В каком месте я его выдавал за истину? Я свое мнение выражал по возможности аргументировано. Никаких контраргументов в ответ не услышал. Только обвинение меня в хамстве, как предлог уйти от обсуждения.)))
[User Picture]From: dozhivu
2012-06-26 08:50 am (UTC)

(Link)

отлично :)
[User Picture]From: pcrd
2012-06-26 09:11 am (UTC)

(Link)

Спасибо!
From: georgekonyaev
2012-06-26 09:42 am (UTC)

(Link)

Отличный стиль.
[User Picture]From: pcrd
2012-06-26 10:00 am (UTC)

(Link)

Спасибо!
[User Picture]From: mnagaitsev
2012-06-26 11:22 am (UTC)

(Link)

У меня возможно наивный вопрос - почему "О", а не "Б". Вроде Пермь всегда была известна именно балетом, а не оперой.
[User Picture]From: pcrd
2012-06-26 11:30 am (UTC)

(Link)

Потому что "оперным" называют театры, в которых, как правило, есть и балетные труппы. Это общемировая практика.
[User Picture]From: ejieji
2012-06-26 12:34 pm (UTC)

(Link)

Почему О, если "Оперы и Балета"?

На самом деле это я так. Хороший стиль, как по мне
[User Picture]From: ejieji
2012-06-26 12:34 pm (UTC)

(Link)

ой, уже спросили о том же. ясно
[User Picture]From: kagarov
2012-06-26 12:49 pm (UTC)

(Link)

да, например, Гранд Опера в Париже - там балет тоже есть
From: kompros
2012-06-27 07:19 am (UTC)

(Link)

И все-таки! Почему упор сделан на англоязычную версию?
Что еще за "ПЕРМЬ ТЕАТР ОПЕРЫ БАЛЕТА"?
[User Picture]From: pcrd
2012-06-27 07:23 am (UTC)

(Link)

Фирменный стиль будет и с кириллицей, здесь выложена краткая версия брендбука с латиницей.
From: kompros
2012-06-27 09:12 am (UTC)

(Link)

т.е. "ПЕРМЬ ТЕАТР ОПЕРЫ БАЛЕТА" это нормально?
[User Picture]From: pcrd
2012-06-27 10:38 am (UTC)

(Link)

А такое монструозное название как "Пермский академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского" - это нормально? Ни на одном логотипе такое длинное название не войдет. Новый логотип "Государственного академического театра Большого театра России" - Большой театр.
From: kompros
2012-06-27 11:05 am (UTC)

(Link)

Вообще-то он "Государственный академический Большой театр России", два раза театр - это только у нас!)) Лого Большого очень даже вполне, по-моему, тут это единственно возможный вариант.

Сам логотип и фирстиль в целом, безотносительно, мне вполне нравятся, но, применимо к "Перм ОперА", вы меня извините..

Я ведь не против сокращений, просто они должны быть по правилам русского языка. Здесь же просто калька с английского - получается, что русский вариант второстепенен. Легло красиво на английском и уже потом сделали на русском.
[User Picture]From: tumaia
2012-06-27 02:37 pm (UTC)

(Link)

Очень красиво.
[User Picture]From: pcrd
2012-06-27 03:58 pm (UTC)

(Link)

Спасибо!